Думская фракция "Единой России" намерена дать федеральным депутатам право заниматься
бизнесом - "состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной
коммерческой организации". Сейчас это прямо запрещено законом "О статусе депутата
Госдумы и члена Совета федерации", вот фракция и поручила первому вице-спикеру
Слиске и вице-спикеру Чилингарову разработать документ, запрет отменяющий. Поручение
уже выполнено: журналисты "НГ" видели готовый законопроект, состоящий всего из
нескольких строк: отменить, мол, такой-то пункт названного закона -- и всё. Президиум
фракции вскоре одобрит проект и его внесут в Думу.
Комментировать тут, в сущности, нечего. Затея настолько вопиющая, что её трудно
опровергать, не впадая в плоское и нудное резонёрство. Если законопроект пройдёт,
о Думе как о собрании народных представителей можно будет окончательно забыть
-- во всяком случае в части работы над законами, затрагивающими хозяйственную
жизнь страны. Всю громаду нерастраченной заботы об интересах народа думцы будут
вкладывать в работу над высокоморальными инициативами депутата Чуева, депутата
Крутова или депутата Жириновского. Бюджет огромной державы, обсуждённый и принятый
несколькими сотнями корпоративных лоббистов... Песня.
Мотивы, побудившие единороссов к такому шагу, разгадать немудрено. Вот я только
что видел в лентах анонс очередного рейтинга личных состояний; если ему верить
(на чём я, впрочем, не настаиваю), то в Федеральном собрании РФ заседает сорок
рублёвых миллиардеров. Людей с менее знаменитыми, но немногим более скромными
состояниями там, несомненно, в несколько раз больше. Все эти люди для получения
депутатских мандатов были вынуждены формально сдать на управление третьих лиц
принадлежащие им активы. Конечно, душа о них болит; конечно, в управлении ими
они исподтишка деятельно участвуют -- так отчего бы не покончить с лицемерием
и не управлять открыто? Не будем же мы всерьёз полагать, что с лицемерием можно
покончить обратным образом, взаправду отдав в траст имущество на весь срок полномочий!
Собственность-то в России очень уж текуча: вернётся экс-депутат, отработавший
четыре, а то и восемь лет, за своим добром -- много ли он найдёт в трастовой тумбочке?
Не знающий жизни идеалист скажет: так послужите же разом и стране и себе! Потратьте
свои четыре, а то и восемь лет на то, чтобы сделать права собственности более
защищёнными! Но наши депутаты не идеалисты и знают жизнь.
Показателен момент, когда они решили, что приспело время для осуществления давней
мечты: массированное возвращение государства в бизнес, волна ренационализации.
Да они, люди бесхитростные, так прямо и режут: мы тоже хотим представлять интересы
государства в компаниях! "Там же сейчас присутствуют представители и правительства,
и администрации президента, и министерств, и ведомств, но нет никого от законодательной
власти", -- говорит Чилингаров. Глупо было бы объяснять вице-спикеру, что в Конституции
РФ есть такая штука, как разделение властей, и что конкретными хозяйственными
делами положено заниматься власти исполнительной, а власти законодательной отнюдь
не положено. Слышал он про всё это, слышал -- и давно забыл. Не он один: давно
не было повода вспоминать такие прописи.
И не стал бы я об этом писать, не продолжи вице-спикер свои пояснения конкретным
примером: мол, до вступления в силу Закона о статусе депутата он сам много лет
представлял государство в компании "Совкомфлот", "очень много помогал этому ведомству,
используя свой морской опыт и авторитет, -- и никому это не мешало". Хороший пример.
Показательный.
"Совкомфлот", на сто процентов принадлежащий российскому государству, -- одна
из крупнейших шиппинговых компаний мира. Совокупный дедвейт её судов -- четыре
миллиона тонн, средний их возраст -- менее пяти лет, собственные активы -- около
миллиарда долларов. Компания ударными темпами обновляет и пополняет свой флот,
работая энергично и хватко.
Правда, в последнее время она оказалась опутана громкими скандалами. То новое
её руководство во главе с экс-министром Франком подаст в Высокий суд Англии иск
против прежнего руководства во главе с нынешним сенатором Скаргой на сумму в триста
миллионов долларов. То сам Скарга с десятью другими сенаторами пишет письмо генпрокурору,
обвиняя нынешнее руководство в переплате ста сорока миллионов при заказе трёх
очередных танкеров. То идёт многоактное бодалово компании с "Новошипом". Но это
всё -- детали, тем более что все они происходили позже времён, упомянутых вице-спикером.
Зато в те времена окончательно устоялась структура бизнеса "Совкомфлота": каждое
судно принадлежит отдельной компании, дочке или внучке, причём все эти компании
-- офшорные. В результате единственной финансовой ниточкой, связывающей этот гигантский
актив с хозяином, российской казной, оказались дивиденды. И они выплачиваются:
по итогам 2002 года -- семьдесят миллионов рублей, столько же по итогам 2003-го,
за 2004-й казна огребла сто сорок миллионов рублей, за прошлый сулят выдать аж
двести. Почти семь миллионов долларов -- видимо, примерно по стольку приносят
казне средней руки провинциальные казино, но у них такая сумма не эквивалентна
семи промилле собственных активов. Так стопроцентно государственная компания с
представителями разнообразных ветвей власти в совете директоров работала и работает
на державу. Кипру она приносит куда больше денег.
Говорят, теперь, после появления в России международного реестра, "Совкомфлот"
будет возвращать свои суда под российский флаг. Посмотрим. Но кажется довольно
очевидным, что всерьёз представлять интересы своего государства в отношении этой
компании скорее означает пробивать необходимые для возвращения флота законодательные
акты (допустим для краткости, что дело только и именно в них), а не делиться морским
опытом в совете директоров.
Что же до законопроекта, полагаю, единороссам не стоит его выкатывать. Если не
из конституционных соображений, то по здравому смыслу -- чтобы не нарушать один
из базовых принципов всякой реальной политики: есть вещи, которые иногда делают,
но о которых никогда не говорят вслух.