Дискуссия, столь бурно начавшаяся статьей "
Факультет ненужных вещей" в понедельник прошлой недели (см. "Эксперт" № 47), уже к четвергу практически
прекратилась. Так бывает всегда, когда речь заходит о журналистском образовании:
пара речевок, пара оскорбительных выпадов, пара толковых предложений. И все. Точка.
До скорых встреч в эфире, до следующей стычки.
Чем больше наблюдаешь пикировку, случившуюся на форуме "Эксперта", тем больше
нарастает ощущение бессмысленности затеянного разговора. Что мы узнали нового
о журналистском образовании? Что оно никуда не годится? Что журфак МГУ - мажорная
помойка? Что еще?
Есть ли тема для разговора?
Конечно же, тема есть, да еще какая. Если абстрагироваться от тональности высказываний
автора, то, собственно, речь идет о следующем: бурно развивающаяся индустрия СМИ
испытывает все нарастающий кадровый голод. Этот голод не могут удовлетворить ни
факультеты журналистики, число котоpых умножилось за последние годы невероятно,
ни волонтеры, специального образования не имеющие. А факультет журналистики МГУ
вообще выпускает никуда не годных специалистов. Решительно ни на что не годных.
Такова примерно концепция статьи, основной ее замысел.
Как всегда, все дело в более или менее верно расставленных акцентах. А они выстроятся
хоть в какой-то логический ряд, если назвать несколько цифр.
Итак, в России только за девять месяцев этого года (на 1 октября) было зарегистрировано
2430 средств массовой информации. Из них 1657 печатных и 773 электронных. Возьмите
количество новых СМИ и умножьте их на скромную цифру -- 10. Вы получите примерную
потребность новых игроков в журналистских кадрах -- 24 300 человек. Еще примерно
столько же понадобится менеджеров: директор, бухгалтер, коммерческий директор,
менеджеры по продажам рекламы -- куда без них? Не хотите умножать на 10, вам кажется
эта цифра завышенной (заниженной) -- умножьте на любую, которую вы считаете реальной.
Все равно этого будет достаточно, чтобы понять состояние рынка труда в индустрии
СМИ. Для справки: за год все факультеты журналистики страны выпускают едва две
тысячи человек.
Еще цифры: по состоянию опять-таки на 1 октября 2005 года всего в Российской
Федерации зарегистрировано 62 971 средство массовой информации. Из них 50 621
печатное и 12 350 электронных. Да, конечно, не все выходят в свет. Но выходит
все больше. Россия сегодня охвачена СМИ-лихорадкой. К этому подстегивает целый
ряд факторов -- от предстоящего политического сезона 2007/08 года до банального
желания подзаработать на рынке рекламы, растущем ежегодно более чем на 30% (данные
Ассоциации коммуникационных агентств России).
Близок ли рынок СМИ к насыщению по количественным параметрам? Вряд ли, все только
начинается. Вот еще несколько фактов: в этом году проведено десять конкурсов на
получение права на наземное эфирное телерадиовещание. На участие в них было представлено
1040 заявлений. Победителями стали только 147 участников. Из них на осуществление
радиовещания -- 104, на осуществление телевизионного вещания -- 43.
Обратите внимание на неудовлетворенный спрос. Люди, компании, группы, решившие
однажды открыть СМИ, как правило, добиваются своего. И если в электронных СМИ
рост хоть как-то, до прихода цифровых технологий, сдерживается техническими возможностями,
то в сегменте печатных СМИ ограничителей практически нет, рынок пухнет от новых
журналов. А если совсем нет денег, есть еще более дешевый способ заявить себя
издателем -- создать интернет-СМИ.
И всем нужны квалифицированные специалисты. Здесь и сейчас. Естественно, с прекрасным
образованием, без амбиций, готовые денно и нощно трудиться на благо работодателя.
Пока мы говорим только о СМИ. Но есть еще армада пресс-служб, пиар-служб на предприятиях
и в ведомствах всех отраслей и мастей, в партийных и околопартийных организациях,
есть мощная рекламная отрасль. И все, решительно все тоже реально нуждаются в
квалифицированных журналистах или, на худой конец, в специалистах, умеющих писать
грамотные тексты, создавать информационные поводы.
Национальный кадровый дефицит специалистов, обладающих журналистским образованием
или хотя бы профессиональными навыками в этой области, сегодня в цифрах нигде
не зафиксирован. Никто никогда не считал. Можно только предположить -- их нужно
очень много.
В общем, не хочется нагонять жути, но налицо дикий дисбаланс на рынке труда кадров
для СМИ. Спрос превышает предложение в тысячи раз. Именно этот гиперспрос позволяет
первокурсникам факультета журналистики, которые еще не разобрались в том, чем
информация отличается от интервью, находить работу. Часто высокооплачиваемую.
К четвертому курсу работают все, кто считает это необходимым. Причем часто уже
на руководящих должностях в уважаемых СМИ.
Может ли проблема нехватки кадров для СМИ решиться бодрой пикировкой на форуме
"Эксперта"? Очевидно, нет. Поезд ушел, господа. Лет десять назад. Одна лишь польза
может случиться от дискуссии -- публичное признание того факта, что теперь предстоит
долгая, нудная работа по созданию в России системы подготовки и переподготовки
кадров для СМИ в индустриальном формате. С участием университетов, естественно.
Но не только их одних.
Индустриальный пейзаж
Многие проблемы сегодняшних СМИ, не только кадровая, порождены отсутствием индустриального
опыта. В отличие от других отраслей национальной экономики, которые имели хотя
бы советскую историю, мы не имели и таковой. Формально индустрии исполняется на
днях 14 лет -- в декабре 1991 года был принят российский Закон о СМИ, одномоментно
превративший их в участников рынка. На реальном же рынке СМИ оказались с января
2005 года, после отмены последней льготы -- по НДС. То есть нам, строго говоря,
года еще нет. Все эти годы льгот при отсутствии реальных институтов адаптации
молодой индустрии к рынку привели к весьма странным результатам.
Младенчество и отрочество -- время, конечно же, прелестное, но оно грешит некоторыми
недостатками. Среди прочих -- слабая самоидентификация субъекта. Индустрия СМИ
сегодня -- такая же, совершенно не представляющая ни своих размеров, ни своего
места в национальной экономике, ни своих реально, объективно существующих проблем.
Кадровые проблемы появились не вчера. Они родились на стыке новой структуры индустрии
и старой системы подготовки кадров. Новая структура, если в двух словах, состоит
из базовой отрасли, которая производит контент (сообщение, текст) для аудитории,
и отраслей-смежников, занимающихся доставкой контента потребителю (каналов доставки).
И если с кадрами, работающими с созданием контента, существующая система образования
журналистов хоть как-то еще справляется (впpочем, и здесь не счесть проблем),
то с кадрами для отраслей смежных не справляется никак. Университеты попросту
не готовят менеджеров, технических специалистов, специалистов рабочих профессий
для СМИ. Попытки есть -- в УрГУ им. А. М. Горького на факультете журналистики
работает отделение ММР (менеджмент, маркетинг, реклама), в МГУ с января этого
года заработала кафедра теории и экономики СМИ, четыре года работает спецотделение
по переподготовке уже работающих топ-менеджеров "Экономика и менеджмент СМИ".
Ну и что -- это даже не капля в море. Индустрия СМИ задыхается не только без собственно
журналистов и квалифицированных менеджеров -- ей нужны юристы, ИТ-специалисты,
представляющие специфику СМИ. Таковых тоже никто не готовит, по крайней мере в
индустриальных масштабах.
Индустрия СМИ, если оценивать ее формально, с точки зрения статистики, мощна
сегодня как никогда. Через нее проходят десятки миллиардов долларов в год. Но
она чрезвычайно слаба на уровне конкретного предприятия. Слаба опять-таки из-за
отсутствия исторического опыта индустриальной жизни, из-за неокрепшего менеджмента,
из-за практического отсутствия институциональных основ, из-за отсутствия реальных,
признанных лидеров индустрии не на уровне олигархических групп, а на уровне персон.
Каждое конкретное СМИ в России имеет устойчивую перспективу только в рамках развития
индустрии. А чтобы развиваться, она должна выстроить самостоятельно все свои институты,
в том числе собственную систему подготовки кадров, основанную на четко выверенных
индустриальных стандартах, как качественных так и количественных. Сегодня же газеты,
журналы, телерадиокомпании в промышленных объемах занимаются самопальной переподготовкой
кадров "под себя" и "для себя". На основе собственных представлений о стандартах
профессии в том числе.
Есть ли такие стандарты?
Стандартов журналистской профессии в России сегодня нет. Как нет стандартов других
профессий для индустрии СМИ. Раньше они хоть как-то формулировались руководящей
и направляющей. При всех известных недостатках процесса это было доступное знание.
Сегодня такое знание отсутствует. Попробуйте ответить на самые простые вопросы:
какими качествами должен обладать российский журналист? А менеджер российского
СМИ? Где можно ознакомиться с исчерпывающим списком качеств, которыми, по мнению
индустриального сообщества СМИ, должен обладать выпускник факультета журналистики?
Когда и где в последний раз без эмоций, на технологическом уровне обсуждался этот
вопрос?
Вопросы о неведомом. Их обсуждение из области публичной давно переместилось в
лучшем случае внутрь редакций. По сути, сегодня сколько редакций -- столько и
стандартов.
Именно поэтому при подготовке студента на факультете журналистики его отпускают
"в поля" уже на втоpом-тpетьем курсе. Аргументация проста: чем раньше студент
попадет в конкретное СМИ, тем раньше поймет его профессиональные требования к
работникам. И если они устроят обе стороны, со временем обретет работу. Иного
не дано.
Иным способом понять концепцию издания, его формат, его набор требований к работнику
попросту невозможно. Хотя бы потому, что до сих поp все эти документы никому не
удавалось увидеть в завершенном виде. Действительно необходимые в практической
жизни хотя бы для того, чтобы на их основании разработать внятный правовой пакет
для собственных работников, состоящий из должностной инструкции и трудового соглашения,
эти документы существуют, как правило, только в сознании руководителей да в редакционных
традициях, поддерживаемых старожилами.
Попробуйте задать пару простых вопросов самому себе, если вы руководите СМИ.
Что такое "концепция издания"? Что такое "формат издания". Ответив на эти вопросы,
постарайтесь обнаружить в родной редакции искомые документы и должностные инструкции,
разработанные на их основе для сотрудников.
Можете не трудиться -- вряд ли вы их обнаружите. Зато наверняка найдете в себе
силы сказать неугодному работнику: вы работаете не в формате нашего издания, нашей
радиостанции, нашего канала, вы не попадаете в концепцию.
Зона напряжения между рынком труда и конкретной редакцией часто малоосязаема.
Например, каждый редактор хотел бы, чтобы пришедший наниматься на работу в совершенстве
знал формат его СМИ. И это в отсутствие такового в виде документа. В лучшем случае
потенциального работника ждет рассказ о внутренних стандартах редакции. В худшем
-- совет поискать работу в другом месте.
Что дальше?
А дальше нужно начинать работать. Собирать еще одну индустриальную конференцию,
например. Ставить на ней все прозвучавшие во время этой дискуссии вопросы, выбирать
реального лидера индустрии. Только одного и уважаемого. Создать вокруг него лоббистский
пояс. Уже из многих, но тоже уважаемых. Подтянуть деньги и реальные идеи. Признать,
что индустрии нужны разного рода специалисты -- от рабочих до академиков. Создать
в итоге национальную программу журналистского образования, включающую в себя несколько
уровней, условно говоря, ПТУ, техникум, институт, а потом уже университет. Как
во всем мире, но с учетом национальной специфики, куда без нее. Создать систему
переподготовки уже работающих в индустрии. В общем, ничего нового. Если в нескольких
словах -- создать проект "Современные кадры для СМИ России". А потом этот проект
запустить. Это очень важно, запустить его, а не заболтать.
Перспективы у СМИ как у индустрии захватывающие. Научно-технический прогресс
никто пока не отменял. "Цифра" даст возможность расширить мир телерадиоканалов
до бесконечности. Все это потребует огромного количества профессионалов, умеющих
работать с контентом и как с текстом, и как с товаром.
Очень важно еще расстаться с иллюзиями по поводу университетских журфаков. Они
никогда не перестроятся на марше. Они никогда не будут оперативно реагировать
на вызовы рынка. Потому что их природа иная, они университеты. В сегодняшних условиях
они как поставляли на рынок малую толику необходимых кадров, так и будут этим
заниматься очередные 250 лет. Университеты, как бы странно это ни звучало, должны
всего лишь занять свое место в будущей системе подготовки кадров для СМИ. Достойное,
но свое. Они никогда технологически не справятся с запросами растущей на 30% в
год индустрии, которой сегодня требуются все -- от юристов до ИТ-специалистов.
Университеты так быстро не создаются и так быстро не перестраиваются под злобу
дня. Но они в состоянии помочь профессиональному сообществу осмыслить проблему
и помочь выработать пути ее решения. Попытка превратить систему университетского
образования в промышленный конвейер ведет только к увеличению в студенческой среде
тех, о ком так хлестко и смешно написал г-н Тимофеевский.
Вопреки же расхожему мнению выпускники журфака МГУ в основном работают по специальности.
Вот данные за 2004 год -- 70%. Это больше, чем когда-либо раньше.
ПОДВЕРСТКА
Я. Н. Засурский, декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова:
-- Проблема качества журналистского образования ставится не в первый раз. И,
надеюсь, не в последний. Ее, конечно, нужно признать в качестве индустриальной
проблемы. Но, увы, признанием одним она не решается. Нужен целый комплекс мер
на государственном уровне, чтобы изменить кадровую ситуацию в индустрии СМИ в
лучшую сторону. Все, что возможно, делается в этом направлении и на нашем факультете.
Могу привести массу аргументов в пользу того, что журналистское образование в
стенах МГУ не только не прекратило своего существования, но и развивается достаточно
бурно. Только несколько фактов: открыта кафедра теории и экономики СМИ, целый
ряд специальных отделений по переподготовке кадров, научные центры и так далее.
Наши студенты имеют все возможности стать образованными людьми, высококлассными
профессионалами, и они ими становятся. По крайней мере, они успевают следить за
современными технологиями, представляют, что такое мультимедийность СМИ. Да, профессия
журналиста такова, что она требует своевременного включения студента в практику.
И мы сегодня на факультете с пониманием относимся к тем, кто совмещает работу
с учебой на факультете. Но и этого недостаточно. Факультет очень нуждается в помощи
практиков, готовых часть своего драгоценного времени посвятить педагогической
работе, работе со студентами. Это очень непростая работа -- пока еще, по сути,
неоплачиваемая и, наверное, не всегда интересная практикам. Но без подобного сотрудничества
нет будущего.
Решительно приветствую любую дискуссию, которая ведет к улучшению работы факультета,
но также решительно не согласен с попыткой г-на Тимофеевского представить наших
студентов некими митрофанушками, безграмотными мажорами. Открою для читателей
уважаемого "Эксперта" страшный секрет: все в этом мире меняется, студенты меняются
меньше всего. Sapienti sat (Умному достаточно).
А. В. Власов, генеральный директор медиагруппы "Европейская пресса":
- Абсолютно точно - поезд ушел. Рассчитывать на то, что, встряхнув как следует
профессуру журфака МГУ, отвесив им несколько публичных оплеух, мы в моментальном
режиме все отладим на своих предприятиях -- наивно и непрофессионально. Работая
на локальном рынке Калининградской области и делая практически половину газет
в области, не понаслышке знаю, что такое "ценный журналистский кадр" и как он
воспитывается. Выпускников факультета журналистики (а у нас в Калининграде тоже
есть такой) просто на всех не хватает. Упустив с индустриальной точки зрения кадровую
ситуацию, теперь мы, издатели и главные редакторы, обречены на многолетние мучения
с кадрами и "кадрами". Будем делать журналистов внутри корпораций, создавая кустарные
факультеты и факультетики переподготовок. Кого только мы уже не рекрутировали
в журналисты: от сторожей и водителей до бывших военных и несостоявшихся технарей.
Но костяк коллектива -- профессиональные журналисты. Я не выпускник МГУ, образование
получил в Уральском государственном университете. Но в МГУ (получив перед этим
степень МВA) прошел переподготовку на спецотделении "Экономика и менеджмент СМИ".
Планирую теперь переподготовить на нем в ближайшие годы большинство своих топ-менеджеров.
Жалко, нельзя послать сразу человек тpидцать. Набор ограничен. А в других местах
подобных программ нет.